Гибридные шаговые двигатели
Гибридные двигатели являются более дорогими, чем двигатели с постоянными магнитами, зато они обеспечивают меньшую величину шага, больший момент и большую скорость. Типичное число шагов на оборот для гибридных двигателей составляет от 100 до 400 (угол шага 3.6 - 0.9 град.). Гибридные двигатели сочетают в себе лучшие черты двигателей с переменным магнитным сопротивлением и двигателей с постоянными магнитами. Ротор гибридного двигателя имеет зубцы, расположенные в осевом направлении (рис. 5).
Рис. 5. Гибридный двигатель.
Ротор разделен на две части, между которыми расположен
цилиндрический постоянным магнит. Таким образом, зубцы верхней половинки
ротора являются северными полюсами, а зубцы нижней половинки - южными.
Кроме того, верхняя и нижняя половинки ротора повернуты друг относительно
друга на половину угла шага зубцов. Число пар полюсов ротора равно
количеству зубцов на одной из его половинок. Зубчатые полюсные наконечники
ротора, как и статор, набраны из отдельных пластин для уменьшения потерь
на вихревые токи. Статор гибридного двигателя также имеет зубцы,
обеспечивая большое количество эквивалентных полюсов, в отличие от
основных полюсов, на которых расположены обмотки. Обычно используются 4
основных полюса для 3.6 град. двигателей и 8 основных полюсов для 1.8- и
0.9 град. двигателей. Зубцы ротора обеспечивают меньшее сопротивление
магнитной цепи в определенных положениях ротора, что улучшает статический
и динамический момент. Это обеспечивается соответствующим расположением
зубцов, когда часть зубцов ротора находится строго напротив зубцов
статора, а часть между ними. Зависимость между числом полюсов ротора,
числом эквивалентных полюсов статора и числом фаз определяет угол шага S
двигателя:
S = 360/(Nph*Ph) = 360/N,
где Nph - чило эквивалентных полюсов на фазу = число полюсов ротора,
Ph - число фаз,
N - полное количество полюсов для всех фаз вместе.
Ротор показанного на рисунке двигателя имеет 100 полюсов (50 пар), двигатель имеет 2 фазы, поэтому полное количество полюсов - 200, а шаг, соответственно, 1.8 град.
Продольное сечение гибридного шагового двигателя показано на рис. 6. Стрелками показано направление магнитного потока постоянного магнита ротора. Часть потока (на рисунке показана черной линией) проходит через полюсные наконечники ротора, воздушные зазоры и полюсный наконечник статора. Эта часть не участвует в создании момента.
Рис. 6. Продольный разрез гибридного шагового двигателя.
Как видно на рисунке, воздушные зазоры у верхнего и
нижнего полюсного наконечника ротора разные. Это достигается благодаря
повороту полюсных наконечников на половину шага зубъев. Поэтому существует
другая магнитная цепь, которая содержит минимальные воздушные зазоры и,
как следствие, обладает минимальным магнитным сопротивлением. По этой цепи
замыкается другая часть потока (на рисунке показана штриховой белой
линией), которая и создает момент. Часть цепи лежит в плоскости,
перпендикулярной рисунку, поэтому не показана. В этой же плоскости создают
магнитный поток катушки статора. В гибридном двигателе этот поток частично
замыкается полюсными наконечниками ротора, и постоянный магнит его "видит"
слабо. Поэтому в отличие от двигателей постоянного тока, магнит гибридного
двигателя невозможно размагнитить ни при какой величине тока обмоток.
Величина зазора между зубцами ротора и статора очень
небольшая - типично 0.1 мм. Это требует высокой точности при сборке,
поэтому шаговый двигатель не стоит разбирать ради удовлетворения
любопытства, иначе на этом его срок службы может закончиться.
Чтобы
магнитный поток не замыкался через вал, который проходит внутри магнита,
его изготавливают из немагнитных марок стали. Они обычно обладают
повышенной хрупкостью, поэтому с валом, особенно малого диаметра, следует
обращаться с осторожностью.
Для получения больших моментов необходимо увеличивать как
поле, создаваемое статором, так и поле постоянного магнита. При этом
требуется больший диаметр ротора, что ухудшает отношение крутящего момента
к моменту инерции. Поэтому мощные шаговые двигатели иногда конструктивно
выполняют из нескольких секций в виде этажерки. Крутящий момент и момент
инерции увеличиваются пропорционально количеству секций, а их отношение не
ухудшается.
Существуют и другие конструкции шаговых двигателей.
Например, двигатели с дисковым намагниченным ротором. Такие двигатели
имеют малый момент инерции ротора, что в ряде случаев важно.
Большинство современных шаговых двигателей являются
гибридными. По сути гибридный двигатель является двигателем с постоянными
магнитами, но с большим числом полюсов. По способу управления такие
двигатели одинаковы, дальше будут рассматриваться только такие двигатели.
Чаще всего на практике двигатели имеют 100 или 200 шагов на оборот,
соответственно шаг равен 3.6 грд или 1.8 грд. Большинство контроллеров
позволяют работать в полушаговом режиме, где этот угол вдвое меньше, а
некоторые контроллеры обеспечивают микрошаговый режим.