Биполярные и униполярные шаговые двигатели
В зависимости от конфигурации обмоток двигатели
делятся на биполярные и униполярные. Биполярный двигатель имеет одну
обмотку в каждой фазе, которая для изменения направления магнитного поля
должна переполюсовывается драйвером. Для такого типа двигателя требуется
мостовой драйвер, или полумостовой с двухполярным питанием. Всего
биполярный двигатель имеет две обмотки и, соответственно, четыре вывода
(рис. 7а).
Рис. 7. Биполярный двигатель (а), униполярный (б) и четырехобмоточный (в).
Униполярный двигатель также имеет одну обмотку в каждой фазе, но от середины обмотки сделан отвод. Это позволяет изменять направление магнитного поля, создаваемого обмоткой, простым переключением половинок обмотки. При этом существенно упрощается схема драйвера. Драйвер должен иметь только 4 простых ключа. Таким образом, в униполярном двигателе используется другой способ изменения направления магнитного поля. Средние выводы обмоток могут быть объединены внутри двигателя, поэтому такой двигатель может иметь 5 или 6 выводов (рис. 7б). Иногда униполярные двигатели имеют раздельные 4 обмотки, по этой причине их ошибочно называют 4-х фазными двигателями. Каждая обмотка имеет отдельные выводы, поэтому всего выводов 8 (рис. 7в). При соответствующем соединении обмоток такой двигатель можно использовать как униполярный или как биполярный. Униполярный двигатель с двумя обмоткими и отводами тоже можно использовать в биполярном режиме, если отводы оставить неподключенными. В любом случае ток обмоток следует выбирать так, чтобы не превысить максимальной рассеиваемой мощности.
Биполярный или униполярный?
Если сравнивать между собой биполярный и униполярный
двигатели, то биполярный имеет более высокую удельную мощность. При одних
и тех же размерах биполярные двигатели обеспечивают больший момент.
Момент, создаваемый шаговым двигателем, пропорционален
величине магнитного поля, создаваемого обмотками статора. Путь для
повышения магнитного поля - это увеличение тока или числа витков обмоток.
Естественным ограничением при повышении тока обмоток является опасность
насыщения железного сердечника. Однако на практике это ограничение
действует редко. Гораздо более существенным является ограничение по
нагреву двигателя вследствии омических потерь в обмотках. Как раз этот
факт и демонстрирует одно из преимуществ биполярных двигателей. В
униполярном двигателе в каждый момент времени используется лишь половина
обмоток. Другая половина просто занимает место в окне сердечника, что
вынуждает делать обмотки проводом меньшего диаметра. В то же время в
биполярном двигателе всегда работают все обмотки, т.е. их использование
оптимально. В таком двигателе сечение отдельных обмоток вдвое больше, а
омическое сопротивление - соответственно вдвое меньше. Это позволяет
увеличить ток в корень из двух раз при тех же потерях, что дает выигрыш в
моменте примерно 40%. Если же повышенного момента не требуется,
униполярный двигатель позволяет уменьшить габариты или просто работать с
меньшими потерями. На практике все же часто применяют униполярные
двигатели, так как они требуют значительно более простых схем управления
обмотками. Это важно, если драйверы выполнены на дискретных компонентах. В
настоящее время существуют специализированные микросхемы драйверов для
биполярных двигателей, с использованием которых драйвер получается не
сложнее, чем для униполярного двигателя. Например, это микросхемы L293E,
L298N или L6202 фирмы SGS-Thomson, PBL3770, PBL3774 фирмы Ericsson,
NJM3717, NJM3770, NJM3774 фирмы JRC, A3957 фирмы Allegro, LMD18T245 фирмы
National Semiconductor.