Что такое шаговый двигатель, и зачем он нужен?
Шаговый двигатель - это электромеханичское
устройство, которое преобразует электрические импульсы в дискретные
механические перемещения. Так, пожалуй, можно дать строгое определение.
Наверное, каждый видел, как выглядит шаговый двигатель внешне: он
практически ничем не отличается от двигателей других типов. Чаще всего это
круглый корпус, вал, несколько выводов (рис. 1).
Рис. 1. Внешний вид шаговых двигателей семейства ДШИ-200.
Однако шаговые двигатели обладают некоторыми уникальными свойствами, что делает порой их исключительно удобными для применения или даже незаменимыми.
Чем же хорош шаговый двигатель?
- угол поворота ротора определяется числом импульсов, которые поданы на двигатель
- двигатель обеспечивает полный момент в режиме остановки (если обмотки запитаны)
- прецизионное позиционирование и повторяемость. Хорошие шаговые двигатели имеют точность 3-5% от величины шага. Эта ошибка не накапливается от шага к шагу
- возможность быстрого старта/остановки/реверсирования
- высокая надежность, связанная с отсутствием щеток, срок службы шагового двигателя фактически определяется сроком службы подшипников
- однозначная зависимость положения от входных импульсов обеспечивает позиционирование без обратной связи
- возможность получения очень низких скоростей вращения для нагрузки, присоединенной непосредственно к валу двигателя без промежуточного редуктора
- может быть перекрыт довольно большой диапазон скоростей, скорость пропорциональна частоте входных импульсов
Но не все так хорошо...
- шаговым двигателем присуще явление резонанса
- возможна потеря контроля положения ввиду работы без обратной связи
- потребление энергии не уменьшается даже без нагрузки
- затруднена работа на высоких скоростях
- невысокая удельная мощность
- относительно сложная схема управления
Что выбрать?
Шаговые двигатели относятся к классу бесколлекторных
двигателей постоянного тока. Как и любые бесколлекторные двигатели, они
имеют высокую надежность и большой срок службы, что позволяет использовать
их в критичных, например, индустриальных применениях. По сравнению с
обычными двигателями постоянного тока, шаговые двигатели требуют
значительно более сложных схем управления, которые должны выполнять все
коммутации обмоток при работе двигателя. Кроме того, сам шаговый двигатель
- дорогостоящее устройство, поэтому там, где точное позиционирование не
требуется, обычные коллекторные двигатели имеют заметное преимущество.
Справедливости ради следует отметить, что в последнее время для управления
коллекторными двигателями все чаще применяют контроллеры, которые по
сложности практически не уступают контроллерам шаговых двигателей.
Одним из главных преимуществ шаговых двигателей является
возможность осуществлять точное позиционирование и регулировку скорости
без датчика обратной связи. Это очень важно, так как такие датчики могут
стоить намного больше самого двигателя. Однако это подходит только для
систем, которые работают при малом ускорении и с относительно постоянной
нагрузкой. В то же время системы с обратной связью способны работать с
большими ускорениями и даже при переменном характере нагрузки. Если
нагрузка шагового двигателя превысит его момент, то информация о положении
ротора теряется и система требует базирования с помощью, например,
концевого выключателя или другого датчика. Системы с обратной связью не
имеют подобного недостатка.
При проектировании конкретных систем приходится делать
выбор между сервомотором и шаговым двигателем. Когда требуется
прецизионное позиционирование и точное управление скоростью, а требуемый
момент и скорость не выходят за допустимые пределы, то шаговый двигатель
является наиболее экономичным решением. Как и для обычных двигателей, для
повышения момента может быть использован понижающий редуктор. Однако для
шаговых двигателей редуктор не всегда подходит. В отличие от коллекторных
двигателей, у котрых момент растет с увеличением скорости, шаговый
двигатель имеет больший момент на низких скоростях. К тому же, шаговые
двигатели имеют гораздо меньшую максимальную скорость по сравнению с
коллекторными двигателями, что ограничивает максимальное передаточное
число и, соответственно, увеличение момента с помощью редуктора. Готовые
шаговые двигатели с редукторами хотя и существуют, однако являются
экзотикой. Еще одним фактом, ограничивающим применение редуктора, является
присущий ему люфт.
Возможность получения низкой частоты вращения часто
является причиной того, что разработчики, будучи не в состоянии
спроектировать редуктор, применяют шаговые двигатели неоправданно часто. В
то же время коллекторный двигатель имеет более высокую удельную мощность,
низкую стоимость, простую схему управления, и вместе с одноступенчатым
червячным редуктором он способен обеспечить тот же диапазон скоростей, что
и шаговый двигатель. К тому же, при этом обеспечивается значительно
больший момент. Приводы на основе коллекторных двигателей очень часто
применяются в технике военного назначения, а это косвенно говорит о
хороших параметрах и высокой надежности таких приводов. Да и в современной
бытовой технике, автомобилях, промышленном оборудовании коллекторные
двигатели распространены достаточно сильно. Тем не менее, для шаговых
двигателей имеется своя, хотя и довольно узкая, сфера применения, где они
незаменимы.